Управление коллективом
Управлять коллективом не так уж и трудно, но как и в любом деле, в сфере управления персоналом также необходимы соответствующие навыки.
Важные аспекты
- Основная проблема коллектива — это соблюдение баланса единства общих целей и задач, стоящих перед персоналом, на фоне учета индивидуальности личности каждого члена коллектива. Приходится соблюдать тонкую грань, чтобы учитывать личные интересы работников не в ущерб целям и задачам всего коллектива.
- Любой наемный работник, не являющийся совладельцем организации, никогда не будет выкладываться на 100% своих возможностей. Именно поэтому необходим систематический контроль за рабочим процессом.
- Все люди разные, и к каждому сотруднику, в том числе и к подчиненному, нужен особый подход. Невозможно применять шаблоны при управлении, требуется постоянная корректировка способов руководства с учетом особенностей личности каждого подчиненного.
- В процессе управления коллективом не должно возникать чувства дискомфорта, исходящего со стороны подчиненного. Обида на подчиненного?.. Вспомните, кто здесь главный, и срочно восстановите статус кво.
- Работа руководителя заключается в том, чтобы избавить себя от работы. Управление коллективом — это организация работы подчиненных путем постановки задач и контроля за их исполнением. Не стоит выполнять работу, которую должны делать подчиненные.
- Ни одна задача никогда не будет выполнено именно так, как вы хотите. Поэтому так важно очень четко и достаточно ясно ставить задачи перед подчиненными.
- В глазах третьих лиц подчиненные должны выглядеть в лучшем свете и ощущать защиту перед третьими лицами со стороны руководителя. Сначала следует разобраться с претензией к сотруднику, возникшей со стороны клиентов, других коллег, иных лиц, и лишь затем принимать соответствующие меры. Замечания к работе сотрудников следует высказывать наедине, если это конечно возможно с учетом специфики работы.
- Никогда не стоит отчитываться либо объясняться перед подчиненными. Лучшим способом выхода из подобной ситуации будет «контр-наезд» на его недочеты в работе.
- Не стоит любезничать с подчиненными. Подчиненный — это не друг, а коллега, низший по статусу, и нельзя позволять ему об этом забывать.
- Если вы осознали, что поступили необоснованно жестко по отношению к подчиненному, никогда не надо объясняться либо извиняться.
- Не стоит вестись на поводу у подчиненных и участвовать в распространении слухов о других коллегах либо позволять разлагать дух единства в коллективе. Подобные попытки должны жестко пресекаться.
- Не забывайте хвалить подчиненных за их заслуги.
- В присутствии руководителя сотрудники должны испытывать как минимум легкий трепет.
Как правильно ставить задачи перед подчиненными
- Задача должна быть поставлена максимально конкретно. Руководитель должен предельно ясно понимать чего хочет от подчиненного, поэтому ему следует быть в теме возникшей задачи. «К нам попали какие-то документы, разберитесь» — не вариант.
- Каждая задача должна быть адресована конкретному исполнителю, а не ставиться перед всем коллективом. В противном случае она не будет выполнена, и вы сами будете в этом виноваты.
- Для задачи должен быть установлен конкретный срок ее исполнения. Иначе, как говорится, «обещанного три года ждут».
- Важно определить дату, когда подчиненный должен отчитаться о выполнении поставленной задачи.
- В установленную дату следует выслушать доклад сотрудника и либо улыбаться, потому что все сделано хорошо, либо снова улыбаться, потому что ничего не сделано, и задавать вопрос «Почему?». Систематическое (три и более раз) невыполнение задач без предупреждения о возможных проблемах, которые не были согласованы в момент получения указаний, является причиной для постановки вопроса о замене сотрудника.